Добровольная сертификация услуг как дополнительная гарантия для потребителя

Начало сертификации услуг в нашей стране было положено с 1992 года, после того как были приняты законы «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг». Положениями этих законов предусматривалась и сертификация услуг, которая носила обязательный характер, а так же добровольная сертификация услуг.

Для того чтобы ввести практику подтверждения соответствия услуг, были разработаны и утверждены следующие нормативные документы:

  • общероссийский классификатор услуг, предоставляемых населению ОК 002-93 (ОКУН),
  • организационно-методическая основополагающая документация по сертификации услуг, включающая Правила сертификации услуг и работ в Российской Федерации,
  • комплекс стандартов, которые определяли терминологию, требования к некоторым видам услуг, к организациям и персоналу и т.д. Данный комплекс состоит из 36 межгосударственных и государственных стандартов.

Однако после принятия Федерального закона под названием «О техническом регулировании», подход к подтверждению соответствия качества работ принципиально изменился. Услуги были исключены из списка объектов, к которым предъявлялись обязательные требования по подтверждению качества. Теперь предусматривается только добровольная сертификация услуг.

Для чего проводится добровольная сертификация услуг

В последнее время в сферу услуг вовлечено множество новых работников, которые очень часто не имеют нужных профессиональных навыков и необходимой квалификации. Это касается даже тех видов услуг, которые обладают для здоровья человека высокой потенциальной опасностью (коммунальные услуги, медицинские, услуги транспорта, общественное питание и т.д.).

Если учесть, что в России в настоящее время услуги не относятся к объектам обязательного подтверждения качества, да ещё и помимо этого множество оказываемых населению услуг вообще не подлежат обязательному лицензированию – добровольная сертификация услуг необходима как потребителям, так исполнителям работ. Сертификат соответствия, который свидетельствует о том, что предприятие, оказывающее определённые виды услуг прошло процедуру сертификации – является на сегодняшний день единственным документом, который может обеспечить уверенность потребителей в том, что ему предоставляются качественные услуги. Так как из огромного количества предлагаемых работ потребитель выбирает те, качество которых доказано, он помогает обеспечить держателю данного сертификата конкурентное преимущество на рынке услуг.

Таким образом, добровольная сертификация услуг является основным механизмом подтверждения полного соответствия предоставляемых услуг основным требованиям, прописанным в законодательстве. Оформить сертификат на услуги можно в центре сертификации, аккредитованном государственными органами, например в сертификационном центре в Москве, Челябинске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и так далее.

Добровольная сертификация услуг в системе ГОСТ Р

В самой обширной системе сертификации ГОСТ Р добровольная сертификация услуг представлена наиболее широко. Для сохранения потенциала Системы 21 августа 2003 года было издано Постановление Госстандарта России за номером 97, в котором утверждаются Правила функционирования системы подтверждения соответствия на добровольной основе. Вступили в силу эти правила с 1 сентября 2003 года.