Современная система сертификации делает акцент не столько на качестве, сколько на безопасности товаров и услуг, неразрывно связанной не только с их качественными характеристиками, но и с безопасностью сырья и условиями производства. Экспертная оценка соответствия продукции – необходимое условие и безопасной деятельности самих предпринимателей, и реализации гарантий государства по правам  граждан на безопасность. Поэтому условия, методы и порядок сертификации регламентированы и подчиняются правилам специального Постановления Комитета РФ по метрологии, стандартизации и сертификации (№ 60 ред. 2002 года). Порядок сертификации по разным нормативным актам (стандартам и регламентам) отличается  несущественно, и общие принципы процедуры соблюдаются в любом случае. 

От чего будет зависеть порядок сертификации 

Алгоритм оценки соответствия (схема), сроки ее проведения, перечень необходимых документов и порядок сертификации в целом будут зависеть от: 

  • системы оценки (ИСО, ГОСТ, СЕ, ТР ТС),
  • степени ее добровольности (порядок сертификации по инициативе производителя или поставщика может отличаться от обязательной сертификации за счет дополнительных возможностей этой системы, но опять же – не принципиально),
  • типа подтверждаемого документа (стандарт, регламент, технические условия),
  • типа, идентификации по кодам и заявленных производителем характеристик объекта оценки и требований законодательства к нему. 

Базовый порядок сертификации 

  1. Подача заявления и всех положенных документов.
  2. Выяснение требований закона к данной продукции (после ее идентификации по кодам) – обязательна ли оценка ее соответствия и в какой форме (сертификат, декларация, госрегистрация), отбор образцов для испытаний. Дальнейший порядок сертификации будет зависеть в т.ч. от степени новизны продукции в ТС. определяющей необходимость ее госрегистрации, и др. особенностей продукции.
  3. Выбор схемы. Заявителем может быть не только производитель, но и поставщик продукции или их доверенные лица, и сертификационный центр. Порядок сертификации зависит также от статуса заявителя – импортер или экспортер, резидент РФ или нет, объемов и периодичности поставки (или продолжительности контракта) и  типа производства (массовое, опытное, серийное и т.д.). По совокупности этих факторов, после выбора системы оценки и подтверждаемого регламента или стандарта определяется схема – степень участия привлеченных экспертов в испытаниях, количество этих испытаний и оформляемых протоколов, необходимость выездной проверки производства и т.д.
  4. Проведение и протоколирование экспертиз и испытаний представленных заявителями образцов, при необходимости (схема «на производителя») – выезд на производства и оценка его условий. Важно, что порядок сертификации СМК будет совершенно другим, т.к. речь об оценке соответствия и формировании систем, а не только подтверждении параметров товарной продукции. По результату испытаний принимается решение – выдавать сертификат или отказать в нем. Если нарушений нет, продукция маркируется единым знаком системы.
  5. Согласование, корректировка и утверждение предварительных и оформление итоговых документов (сертификатов и деклараций), их регистрация, внесение в Реестр, выдача документа на руки заявителю. 

Порядок сертификации с учетом реформы системы 

Реформирование законодательства в рамках ТС приводит к его структурированию за счет унификации национальных законодательств и упрощения оформления. В т.ч. приоритетным становится декларирование, нередко – на основании собственных доказательств (испытания силами производителя), что меняет порядок сертификации, но пока только по ограниченному числу номенклатурных позиций. 

Порядок сертификации по Техрегламенту будет отличаться еще и тем, что: 

а) ее нельзя провести в добровольном порядке (т.е. при желании отразить другие параметры, потребуется на добровольных началах оформить дополнительный сертификат другой системы);

б) форма и схемы оценки соответствия (по каждой товарной группе) определяются не самостоятельно по Единым Перечням, как в ГОСТ Р, а указаны в тексте документа;

в) срок действия документа может быть больше, чем в ГОСТ Р – до пяти лет. 

Для оптимизации стоимости и сроков, порядок сертификации лучше определять специалистам – для этого законодательство предусмотрело возможность полного делегирования полномочий аккредитованным центрам сертификации, имеющим необходимое лабораторное оборудование и информационное обеспечение (консультация «Полотест» бесплатная).