Производство пищевых продуктов и сопряжённых с ними материалов, в том числе и упаковочных, требует соответствия специальным параметрам безопасности. Сертификат ХАССП является структурной частью общепринятой мировой системы менеджмента качества ISO 22000. Он подтверждает полное соответствие производимого продукта современным требованиям безопасности, включающим в себя несколько критических точек проверки.

Расшифровка этого стандарта пищевой безопасности – это перевод точного названия с английского языка. Обычно употребляется аббревиатура от полного названия Hazard Analysis and Critical Control Points. При смысловом переводе это можно понимать как «определение и анализ наиболее критичных точек в производственном процессе».

Обладание производственником подобного документа позволяет организовать систему менеджмента качества в строгом соответствии с международными стандартами. С 2015 года подобная процедура является обязательной для тех компаний-«пищевиков», которые не проходят сертификацию по стандартам ГОСТ.

Кому необходимо проходить?

Система документооборота HACCP призвана помогать осуществлять контроль производственного цикла. Процедуру её внедрения необходимо проходить тем компаниям, которые заняты выпуском пищевой продукции и сопряженной с ней.  В частности, система ИСО будет нужна цехам, имеющим следующие сферы деятельности:

  1. производство и переработка мясной продукции (в том числе полуфабрикаты, колбасы, консервация);
  2. «общепит» — точки организации и обеспечения общественного питания (столовые, кафе, рестораны, пищеблоки при социальных учреждениях);
  3. точки розничной и оптовой торговли продуктами питания;
  4. места складирования и хранения продукции, сопряженной с пищевой промышленностью;
  5. сельскохозяйственные компании, фермерские и личные подсобные хозяйства, занимающиеся поставками на общественные рынки сбыта;
  6. фирмы, занимающиеся выпуском упаковочной продукции.

Норма внедрения подобной системы может означать для потенциальных контрагентов высокий стандарт качества и исключение рисков поступления бракованных и опасных продуктов. Это снижает коммерческие и ресурсные риски ведения бизнес-процессов в сфере поставок.

Преимущества для компаний, прошедших процедуру

Для компаний – участниц пищевой отрасли ЕАЭС наличие сертификата ХАССП – законодательно закрепленная необходимость.

Однако менеджмент качества ИСО 22000 предоставляет колоссальные преимущества для прошедших процедуру компаний. Они могут заключаться в следующих аспектах:

  1. согласно действующему законодательству РФ на сегодняшний день на каждом предприятии, связанном с продуктами питания должны находится соответствующие документы, по которым ведется надзор в сфере качества (план контроля и практическое руководство, разработанные по стандартам ХАССП), при нарушении накладываются штрафные санкции;
  2. дополнительная профильная сертификация привлекает бизнес партнеров и инвестиции в развитие бизнеса;
  3. производитель может вывести продукцию на европейский и азиатский рынок без дополнительных затрат на подготовку разрешительной документации;
  4. дается право участвовать в различных тендерах и аукционах государственных закупок;
  5. есть возможность обсуждать льготные условия кредитования и страхования процессов, связанных с выпуском сертифицированной продукции.

Важная информация! При нарушении актуальных норм регламента технического соответствия «О безопасности пищевой продукции» на юридическое лицо по требованию Роспотребнадзора РФ может быть наложен денежный штраф в размере до 500 000 (пятисот тысяч) рублей.

Как получить для предприятия сертификат ХАССП?

Получение сертификат ХАССП либо ISO 22000 возможно при проведении ряда мероприятий. Они заключается в том, что руководство планомерно, в строгом соответствии с выдвинутыми стандартами внедряет на производстве систему менеджмента качества ISO 22000 либо принципы ХАССП.

После полного внедрения на предприятие приглашаются эксперты сертификационного центра. Они изучают все аспекты соответствия. По итогам выдается сертификат HACCP, срок действия которого ограничивается 36 месяцами. Спустя 12 месяцев требуется повторная экспертиза в рамках уже действующего документа. Повторная ревизия с участием экспертов также проводится спустя 24 месяца. Каждый эпизод проведенной проверки фиксируется в виде протоколов. Они хранятся вместе с остальной документацией по сертификации в системе HACCP.

Перед началом работы группы специалистов и экспертов важно подготовить следующие виды технической документации:

  • заявка на сертификацию;
  • учредительный пакет документов на юридическое лицо (выписка из ЕГРЮЛ, устав, протокол собрания, решения о назначении генерального директора и главного бухгалтера и т.д.);
  • структура подразделений и осуществления управления организацией (прописывается иерархия руководящего и подчиненного состава, участвующего в системе менеджмента качества);
  • полная регламентная и техническая документация сопроводительного цикла всего комплекса производства продукции (сюда входят должностные инструкции, технологические карты, рецептуры, нормативы и т.д.).

Все протоколы проведения аудита, испытаний и проверки соответствия также прилагаются к заявительному пакету документов.