Учитывая количество видов транспорта, принципиально отличающегося и по способам его эксплуатации, и по требованиям к конструктивному решению, сертификация на транспорте проводится в специализированных (соответствующих типу ТС) системах: 

  • сертификация на транспорте воздушном – подчинена в первую очередь Воздушному Кодексу и федеральным авиационным правилам, устанавливающим требования к гражданским воздушным судам, винтам и авиационным двигателям, по которым оценивается их конструктивное соответствие установленным нормативам безопасности. Кроме того, проверяется соблюдение правил эксплуатации (летной) воздушного судна и техобслуживания, для чего проводится полная экспертиза эксплуатационной, конструкторской и т.д. документации.
  • сертификация на транспорте железнодорожном проводится по правилам специально разработанной  для этой отрасли системы сертификации на федеральном ж/д транспорте (СCФЖT). В данном случае объектами оценки соответствия будут системы качества, ЖТС (ж/д технические средства, эксплуатируемые на федеральном ж/д  транспорте) и все виды транспортных услуг. 

Тем не менее, сертификация на транспорте ориентирована на общие требования системы, т.к. также проводится с целью обеспечения гарантий российского государства в части безопасности людей и обеспечения сохранности окружающей среды. Наибольший интерес представляет сертификация на транспорте автомобильном, эксплуатируемом не только государственными и коммерческими транспортными организациями, но и частными лицами – индивидуальными предпринимателями, занимающимися грузо- и пассажирскими перевозками., и просто автовладельцами. 

Сертификация на автомобильном транспорте 

В этой отрасли также сформирована собственная система, призванная обеспечить всестороннюю безопасность перевозок. Объектами оценки соответствия здесь будут как собственно транспортные средства, так и все виды транспортных услуг. Сертификация на автомобильном транспорте находится в юрисдикции Росстандарта (национальный орган сертификации) и включает в свою структуру:

  • Минтранст РФ (департамент автомобильного транспорта) – как центральный орган;
  • методические центры;
  • аппеляционные комиссии;
  • органы по сертификации, техобслуживанию и ремонту;
  • заявителей. 

В качестве организационной подсистемы сертификация на автомобильном транспорте включает в себя и Департамент по координации, развитию и функционированию транспортной системы РФ. Сертификация на автомобильном транспорте может быть не только обязательной, но и добровольной, а в части транспортных услуг подчиняется специально разработанным федеральным правилам и правительственным постановлениям. Как и сертификация на транспорте любого другого типа, система подразумевает оценку безопасности и самих транспортных средств, обоснованно определенных в качестве источников повышенной опасности. 

Экологическая сертификация на транспорте регулируется разработанным еще в 2005 году Техрегламентом, устанавливающим допустимые нормы выбросов, тем самым в свое время заметно ограничив ввоз в страну старых, неэкологичных и выделяющих вредные вещества машин.  Достаточно большая часть транспортных средств на сегодняшний день попадает и под действие  ТР ТС «О безопасности колесных ТС», требования которого в январе 2015 г. станут обязательными для: 

  • троллейбусов,
  • автобусов,
  • внедорожников,
  • грузовых (включая шасси) и легковых машин, в т.ч. и грузовых, и пассажирских ГАЗелей,
  • всех разновидностей мотоциклов (квадро- и трициклов в т.ч.),
  • мотороллеров,

а также прицепов и полуприцепов, и т.д. 

Учитывая определяющее значение надежности самого транспортного средства, а также направленность реформы системы на создание единых для каждого вида продукции нормативных актов, очевидно, что в дальнейшем и сертификация в автомобильном транспорте будет во многом ориентирована именно на Техрегламенты. В части оценки соответствия различных систем ТС сертификация на транспорте будет учитывать требования не только указанного выше ТР ТС, но и определяющих безопасность низковольтного, взрывоопасного, газового оборудования и т.д. Надо помнить, что многие элементы ТС (газовые баллоны, двигатели, диски, тормозные колодки, топливные баки и др., в т.ч. как запчасти), сертифицируются в ГОСТ Р. 

Сертификация на автомобильном транспорте, так же, как сертификация на транспорте любого другого типа, может быть поручена специализированному сертификационному центру, имеющему аккредитации соответствующих систем и испытательную лабораторию (консультация «Полотест» бесплатная).