Что такое штрих-кодирование?

Штрих-кодирование подразумевает нанесение (в определенной последовательности) цифр, графических штрихов и пробелов, предназначенных для считывания необходимой информации на специальных электронных устройствах. 

Для решения каких задач предназначено штрих-кодирование 

Изначально штрих-кодирование стало вводиться для упрощения стремительно увеличивающегося документооборота, повышения скорости прохождения и обеспечения максимально возможной достоверности циркулирующей между участниками рынков информации. Штрих-кодирование способствует своевременности и обоснованности управленческих решений, повышая степень информированности менеджмента. В итоге, штрих-кодирование дает возможность повысить не только конкурентоспособность, но и общую рентабельность – как отдельно взятых предприятий, так и бизнеса в целом. 

Не меньшее значение имеет и тот факт, что штрих-кодирование является одним из наиболее действенных инструментов обеспечения гарантий государства в части информирования потребителей о качестве (свойствах, особенностях, происхождении и т.д.) товаров, делая их выбор обоснованным, а использование – безопасным. 

Где используется штрих-кодирование 

Самым распространенным с точки зрения потребителя является штрих-кодирование товарной продукции в магазинах и т.д. Однако, штрих-кодирование предназначено для идентификации, в т.ч. удаленной, любых разнородных материальных объектов, которыми могут быть не только товары, но и документы. Поэтому с не меньшей эффективностью штрих-кодирование применяется также в банковских, налоговых, информационных и платежных системах, статистике и мн.др., позволяя:

  • повысить скорость документооборота,
  • минимизировать «человеческий фактор»  в процессе считывания и избежать ошибок,
  • организовать системы учета времени (управление персоналом),
  • унифицировать различные бланки, в т.ч. платежные, учетные, отчетные и т.д.,
  • упростить процессы учета и инвентаризации (штрих-кодирование складских документов),
  • контролировать продвижение товаров в магазинах, повышая их сохранность и др. 

Каким образом осуществляется штрих-кодирование товаров 

С технологической точки зрения штрих-кодирование представляет собой нанесение графических или других (электронных, магнитных, радиочастотных и т.д.)  меток (идентификаторов) на упаковку товара (для документов – на сам бланк).  Как правило, штрих-кодирование проводится типографским способом, при этом этапы подготовки, согласования и штрих-кодирование как таковое могут быть поручены аккредитованным сертификационным центрам (консультация в «Полотест» бесплатная). 

Несмотря на многообразие систем, в которых может проводиться штрих- кодирование, в России с 1986 года и по сей день самой популярной остается 13-ти разрядная система EАN. В случае необходимости (экспорт в определенные страны, требования ритейлеров, дистрибьютеров и т.д.) можно провести штрих-кодирование и в любых других (8, 14-ти разрядных) системах. 

Штрих-кодирование – по одной из существующих технологий (линейных или двухмерных, радиометки) осуществляется (или заказывается) владельцами баз, в любом случае по определению подразумевая детализацию информации о :

  • стране происхождения кодируемого товара (2 или 3 первые цифры);
  • производителе товара (следующие 5),
  • наименовании товара, его свойствах, размерах и массе, содержащихся в нем ингредиентах и цвете (последующие пять, 9-13), 

При этом двухмерные коды подразделяются на матричные и многоуровневые, определяя тем самым плотность «упаковки» элементов. Существует немало двухмерных систем (QR код, Aztec Code, MaxiCode, Data Matrix, PDF417, Microsoft Tag и др.), некоторые из которых имеют свою специфику применения. Например, штрих-кодирование маленьких по размеру товаров проводят в EAN-8, где  нет информации о производителе. Важно, что штрих-кодирование одинаково эффективно и в негативе, и в позитиве, а сканер считывает код в целом (не отдельные элементы), исключая потерю информации. 

Последняя цифра (если штрих-кодирование 14-тизначное – предпоследняя) предназначена для контроля считывания кода сканером, а 14-ая содержит код знака товара, выпущенного по лицензии. 

Таким образом, помимо решения основных задач штрих-кодирование дает дополнительные возможности в позиционировании (брэндинге) товарной продукции, предоставляя заинтересованным лицам не только исчерпывающую, но и максимально достоверную информацию о товаре, проверенную и зафиксированную с помощью надежных электронных устройств.