Система качества (СК) – это процессы, ресурсы, методики, организационная структура предприятия, которые нужны для осуществления общего руководства за получением определённых высоких характеристик продукции. В данном случае речь не идёт о характеристиках самой продукции. СК – это используемая компанией для достижения определённых целей управленческая технология.

Принципы, на которых строиться система качества сформулированы в международном едином стандарте серии ISO 9001:2000 (российская версия ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Сертификат соответствия СК компания получает, только если в ходе проведения сертификации доказано её полное соответствие данным стандартам.

Стандарт ИСО 9000 является сборником общих требований того, каким образом должна строиться на предприятии система управления, для того чтобы гарантировать соответствие работы производственной системы требованиям, которые устанавливает система качества. Данный стандарт разработан с целью обеспечения устранения недостатков процесса изготовления, которые в существенной мере влияют на характеристики продукции. При этом в стандарте говорится только о том, что нужно сделать, а вот как это сделать должно решить само предприятие. После того как создана и внедрена система качества, на предприятии правильно организовываются процессы производства, продаж, закупок, складирования и т.д. Как следствие – повышается прозрачность бизнеса и его управляемость.

Принципы сертификации системы качества

Система качества предприятия подлежит подтверждению соответствия в том случае, если организация такую систему ввела и она активно функционирует. Сертификация СК даёт большие преимущества компании, так как наличие такого сертификата открывает возможности реализации продукции не только на отечественном, но и на мировом рынке. Продукция компании, имеющей сертификат СК, является привлекательной для потребителей во всех странах мира, так как данный документ свидетельствует об отличных характеристиках товаров. СК предназначена для постоянного улучшения деятельности организации, а, следовательно, для увеличения уровня конкурентоспособности на рынке.

Система качества предприятия сертифицируется независимой компанией (в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге и т.д.), аккредитованной при Госстандарте РФ, которая путём экспертной оценки и тестовых испытаний определяет, соответствует ли функционирующая на предприятии методика контроля за характеристиками выпускаемой продукции, установленным для неё правилам и стандартам.

Согласно закону РФ о регулировании техническом, система качества может сертифицироваться как в обязательном порядке, так и в добровольном.

Добровольное подтверждение соответствия проводится по инициативе заявителя на основании составленного между ним и органом сертификации договором. Процедура может проводиться для установления соответствия международным и российским стандартам, а также стандартам самого предприятия.

Добровольное подтверждение соответствия не может заменить обязательного. Такая процедура проводится для  привлечения клиентов с помощью их информирования о состоянии выпускаемой компанией продукции.

Цели сертификации системы качества

Основными целями проведения сертификации системы качества являются:

·       Содействие потребителям в осуществлении компетентного выбора услуг и продукции.

·       Создание благоприятных условий для осуществления деятельности организаций и предпринимателей на едином торговом пространстве РФ, а также для участия в международном научно-техническом и экономическом сотрудничестве и международной торговли.

·       Защита потребителей от недобросовестных изготовителей и продавцов.

·       Подтверждение показателей характеристик изготовляемых организацией объектов,

·       Контроль безопасности объекта для здоровья и жизни людей, охраны имущества и окружающей среды.

Внедрённая на предприятии система качества, соответствующая международным стандартам, даёт преимущество в вопросах инвестирования, расширении и развитие бизнеса.