Начало реформы было положено еще в декабре 2002 года – принятием Федерального Закона О Техрегулировании, разработанного в т.ч. для обеспечения вступления России в ВТО, а прежде всего – для унификации актуальных на сегодняшний день, но зачастую противоречащих друг другу, требований безопасности в единую систему. 

В рамках этой политики совершенствуется законодательство, в т.ч. изменены некоторые привычные для российского рынка процедуры и правила, в частности:

·                все чаще продукция должна подтвердить соответствие техническому регламенту, а не традиционному ГОСТ;

·                сертификация поэтапно сменяется декларированием соответствия. 

Все ТР ТС направлены на обеспечение безопасности, акцентируясь при этом на технических характеристиках продукции. Объединяя разрозненные до того требования в области безопасности, ТР ТС разрабатываются лишь для той товарной продукции:

·                к которой нельзя применить других требований (только технические);

·                степень опасности которой известна, а меры по ее предотвращению разработаны – т.е. регламентированы только те виды деятельности, где очевидна потенциальная опасность причинения вреда (продукцией как таковой или процессом ее производства, внедрения и т.п.) людям или окружающей среде. 

Как подтверждается соответствие техническому регламенту?

Оценка соответствия российским стандартам подразумевала только две возможные формы – сертификацию и декларирование. Соответствие техническому регламенту может быть подтверждено также в форме госрегистрации заявленной продукции с ее последующим декларированием. При этом не только форма, но и схема, по которой должно оцениваться соответствие техническому регламенту в конкретном случае (для каждой товарной группы), установлены непосредственно в тексте документа. Там же определены все

·                возможные объекты сертификации,

·                исключения (продукция, которая не попадает под действие этого ТР ТС),

·                возможность изменения формы (по желанию заявителя сертификация может заменить декларирование в определенных ТР ТС случаях),

·                степень участия независимой стороны (аккредитованного центра сертификации) в проведении испытаний, доказывающих соответствие техническому регламенту и т.д. 

В остальном процедура практически идентична сертификации в ГОСТ Р – чтобы подтвердить все аспекты безопасности, проводятся испытания и экспертизы, проверяются условия производства (схема «на производителя»), маркировка и т.д. 

Можно ли добровольно подтвердить соответствие техническому регламенту? 

Вне обязательной процедуры такая возможность не предусмотрена, поэтому по необходимости проводится добровольная сертификация по российским ГОСТ или одному из международных стандартов (СE, ISО и мн.др.). 

Следует обратить внимание, что продукцию, попадающую под действие ТР ТС, идентифицируют по перечням КТС, утвержденным в июне 2010 года за № 319.  В промежуточный период (пока единый для этой продукции ТР ТС не введен в действие) проводится оценка соответствия ГОСТ по Единой форме ТС, где установлены возможные схемы процедуры, ее форма и степень самостоятельности получения доказательств. 

Преимущества новой системы еще и в том, что обеспечить соответствие техническому регламенту будет проще, т.к.:

·                оно достигается за счет добровольного соблюдения требований ГОСТ и других нормативных актов (указанных в приложении),

·                все последующие дополнения и корректировки вносятся в исходный ТР ТС, исключая возможность пропустить новые документы или неверно истолковать их. 

Важно понимать, что соответствие техническому регламенту гарантирует только техническую безопасность продукции, но не безопасность как таковую, и если какие-либо аспекты безопасности (пожарной, экологической, санитарной и др.) не регламентированы, нужно оформлять дополнительные свидетельства, удостоверения и разрешения (консультация «Полотест» бесплатная). При этом возможность делегировать полномочия (частично или полностью) сертификационному центру сохраняется.