Торговая марка (товарный знак) – это уникальное обозначение, которое позволяет отличить товары и услуги одной компании от других. Эта своеобразная визитка предприятия, которая находится под защитой закона. Для того чтобы защита работала, товарный знак должен быть зарегистрирован в установленном порядке.
Зачем нужна торговая марка
Наличие товарного знака свидетельствует об успешности и стабильности компании. В нем одинаково заинтересованы и производители товаров, и потребители продукции. Цели регистрации товарного знака:- Борьба с контрафактом. Торговая марка вносится в реестр интеллектуальной собственности, с которым сверяется таможенный орган при ввозе груза в страну.
- Запуск франшизы. Для продажи франшизы необходим товарный знак, без которого по сути передавать по договору франчайзинга нечего.
- Постановка на баланс. ТМ – нематериальный актив, который повышает стоимость бизнеса.
- Выход продукции на маркетплейсы. На торговых площадках реализация контрафактной продукции категорически запрещена.
- Кредитование под залог. В рамках национальной программы поддержки малого и среднего бизнеса предприниматели могут получить льготный кредит под залог нематериальных активов.
Виды торговых марок
Для обозначения торговой марки могут использоваться не только слова и изображения, но и объемные элементы и звуки. Из возможных вариантов заявителю нужно определиться с выбором, так как законодательство допускает использовать не все из них. Обозначением торговой марки может быть:- Буквы, слова, словосочетания. В названии используются реальные предметы, слова или явления, аббревиатуры, вымышленные слова.
- Изображения. Графический элемент в виде логотипа, иллюстрации, цвета, персонажа.
- Объемные предметы. Объект с определенной формой: бутылка для напитка, флакон для духов, форма сладостей, оборудование для выкладки продукции.
- Комбинированные. Сочетают в себе несколько вариантов элементов.
- Звуки. Используется не только мелодии и джинглы, но уникальные звуки, которые легко запоминаются.
- Вкусы и обонятельные ощущения. Встречается редко. В регистрационном документе указывается только состав.
- Световые и изменяющиеся. Это могут быть сигналы светом или видео.
Процедура регистрации
Выдачей и регистрацией свидетельств на товарный знак находится в ведении Роспатента. Федеральная служба по интеллектуальной собственности контролирует соблюдение прав на фирменную символику. Процедура регистрации ТМ проходит последовательно в несколько этапов:- Предварительная проверка. Необходима для исключения заимствования уже зарегистрированных марок.
- Определение класса/классов МКТУ. Правильная классификация объекта интеллектуальной собственности имеет принципиальное значение и влияет на размер государственной пошлины.
- Подача заявки. Документ должен быть правильно оформлен и сопровождаться полным пакетом необходимых документов.
- Рассмотрение заявки. Сначала проводится формальная экспертиза, по результатам которой принимается решение о принятии или отказе заявки к рассмотрению. В случае положительного решения проводится экспертиза по существу.
- Получение свидетельства. После проведения всех экспертиз орган регистрации принимает решение о регистрации торговой марки. Для получения свидетельства нужно заплатить госпошлину за товарный знак и выдачу документа.